Татевян Г.Р.
Сверхбюджетные эксперименты GR
(июнь 99 г.)
В начале 1998 я стал очередным владельцем ВАЗ-08 1991 года с “предустановленными” неизвестным установщиком динамиками (SONY 13см, полипропиленовые коаксиалы с тканевым твитером и текстильным подвесом, установленные напротив локтей водителя и пассажира строго соосно, и 3-х полосных 6х9 SHIVAKI в задней полке). “Головы” в машине не было, денег тоже. Удачным выбором показалась LG THC-673 за $90. Магнитола была куплена и установлена в течении 3-х часов, и езда с музыкой началась. “Удовольствие” продолжалось дня два-три. Да-а, так музыку слушать нельзя, - все сзади и “криво”. Не подумайте, что у меня какие-то повышенные требования к качеству звучания, отнюдь. Я не перевариваю лишь грубых ошибок аппаратуры, при наличии которых прослушивание музыки утомляет. Надо было что-то делать, но что? Начались эксперименты и поиск информации по теме. Хочу сразу оговориться, что наличие кое-какого повышенного образования в области электроники, а также небольшой практический опыт изготовления домашних акустических систем у меня были.
Эксперимент 1, посвященный формированию передней сцены:
А) Трехполосные шиваки были безжалостно кастрированы и стали однополосными. После чего они были подключены к усилителям задних каналов “головы” через фильтры 1-го порядка.
Катушки индуктивности я взял готовые 1,6 мГн, для обеспечения возможности регулировки индуктивности внутрь я вставил куски ферритового стержня. Для оптимизации АЧХ в фильтр добавлена цепь компенсации импеданса Зобеля. Настройку производил на слух по наименьшему оттягиванию сцены назад. В дальнейшем в фильтр была добавлена модифицированная схема Хафлера для формирования тылового разностного сигнала, что позволило обойтись без дополнительных динамиков тылового канала.
Б) К “бороде” были привинчены шивакины СЧ-ВЧ “апендиксы” и подключены к тыловым же каналам, получилась плохенькая имитация центрального канала.
Результат до ожиданий не добрался, звук стал сидеть в ушах, сцена осталась “кривой”.
Эксперимент 2, посвященный формированию передней сцены:
А) Сони были перенесены в передние нижние углы дверей и установлены на подиумы соосно.
Б) Импровизированный центральный канал удален.
Ну что я Вам скажу, вот это уже кое-что. Но ребята, где же музыка? Звук из сонек был противным, и все портил, но раньше этого заметно не было.
Эксперимент 3, посвященный улучшению тонального баланса:
Соньки были заменены на коаксиальные Макромы UN 2.50 ($65), что потребовало переделки подиумов из-за более глубокой посадки макромов. Заодно динамикам был придан наклон в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
После этого мне показалось, что лучше не бывает – полный восторг. И началась целая неделя наслаждения звуком, в течение которой был установлен чейнджер компакт дисков LG TC-60 ($80) и тут же обнаружены:
1. подчеркивание шипящих;
2. неестественное и низкое расположения исполнителей;
3. оттягивающий назад бас;
4. размытая фокусировка и искажение размеров кажущихся источников звука.
Далее эксперименты слились в один непрерывный процесс модернизации. Редкая версия установки “ездила” более недели. В результате к 4.05.1999 спецификация системы приобрела следующий вид.
Спецификация и схема
“Голова” – упомянутая LG 673, “подпертая” конденсаторами суммарной емкостью 130000 мкФ ($3).
Чейнджер – LG TC-60
Сзади:
Два шивака 6х9, добротность которых повышена до 1,2 – 1,4, установлены в полку, усиленную 15 мм. плитой ДСП и металлическим уголком. Динамики подсоединены к тыловым каналам усилителя головы через описанный выше фильтр, частота среза которого где-то около 150-200 Гц (меньше не вышло). Все штатные отверстия в пластмассе, примыкающей к полке, и щели тщательно заглушены (кстати, эта простая мера значительно добавляет отдачу на НЧ и улучшает формирование передней сцены).
Впереди:
В углах дверей макромы с отпиленными твитерами, а сами твитеры на стойках лобового стекла навстречу друг к другу. Все это хозяйство подключено к фронтальным каналам головы, через самодельный фильтр с несимметричными плечами НЧ – 2го порядка, а ВЧ 3го порядка, частота раздела 4000 Гц. Уровень сигнала подаваемого на твитер можно регулировать, он установлен на отметке –8 дб по отношению к уровню на мидбасах.
В таком состоянии моя система и я появились “пред строгие очи” и уши судей на площадке студии “Блюзмобиль” 4го мая 1999 года и к моему изумлению заняли второе место в классе 150. При чем звук оценили в 117 баллов, RTA (АЧХ в реальном времени) в 13 баллов, а установку всего в 46, но это и понятно. Но самое ценное - я услышал мнение профи и понял, к чему надо стремиться дальше.
Бюджет
“На сладкое” о бюджете, вся система стоила около 280 долларов США, что, согласитесь, немного. В настоящее время система претерпевает новый и очень существенный этап модернизации (изменяется все от схем фильтров до ориентации и количества динамиков). Этот этап, скорее всего, последний с использованием описанной “элементной базы” и в категории до 500 грин.